История театра
«Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» - один из старейших на юге России. Здание таганрогского театра было построено на главной улице города в 1866 году, однако его история восходит к гораздо более раннему времени – к самому началу XIX столетия.
Официальной датой появления в Таганроге постоянного театра считается 1827 год. Возникновение его связывается с именем некоего «неслужащего дворянина Петровского», инициировавшего в городе выступления труппы вольных драматических артистов и снявшего для этой цели помещение большого каменного флигеля, расположенного во владении штаб-капитана Павла Караяни на Петровской улице. Местная публика благосклонно восприняла появление в городе театра.
В первые годы в репертуаре театра безусловное преимущество было на стороне музыкальных спектаклей: комедий, оперетт, водевилей. Но это не исключало постановки многих драматических пьес. Здесь были как третьесортные творения давно забытых авторов, так и бессмертные произведения Шекспира и Шиллера, Гоголя и Грибоедова.
В 1863 году таганрогские купцы и помещики, преимущественно греческого происхождения, выступили инициаторами приглашения в таганрогский театр итальянской оперной труппы. Эффект, вызванный появлением в Таганроге труппы итальянских оперных артистов, послужил главной причиной для постройки нового театра. В мае 1865 года в Таганроге было организовано акционерное общество на паях с капиталом в 45 тысяч рублей серебром для «возведения здания для сценических представлений, в которых ощущается потребность всеми сословиями». В числе акционеров были известные таганрогские благотворители: Марк Варваци, Дмитрий Алфераки, Константин Бернадаки, Николай Авьерино и др.
Первый камень в основание нового здания заложили 2 апреля 1866 года. А строительство здания городского оперного театра с великолепной акустикой было завершено в головокружительно короткие сроки: спустя 8 месяцев, 25 ноября 1866 года состоялось его торжественное открытие. В этот день вечером общество собралось в новом театре. Все ложи и места были полны. Артисты итальянской труппы пропели гимн «Боже, Царя храни». Затем было представление, состоящее из попурри, составленного из опер Лучия, Мария де Роган и Севильский цирюльник.
Сразу после того, как новое здание распахнуло свои двери для зрителей, город обуяла самая настоящая «театральная лихорадка». С 1870 года в Таганроге работали две труппы – оперная (в зимний сезон) и драматическая (в летний сезон), под руководством итальянских и русских антрепренеров, среди которых наиболее известны Луиджи Росси де Руджиеро и Н.И.Новиков. По количественному составу оперная труппа превышала драматическую в пять раз. На сцене таганрогского театра в это время выступали и многие всемирно признанные исполнители, чьи имена в своё время гремели. Именно в годы небывалого расцвета таганрогского театрального искусства с ним знакомится юный гимназист Антоша Чехов.
Впервые юный гимназист Антоша Чехов побывал в театре с братом Иваном в 1873 году. Чехов смотрел оперетту Оффенбаха "Прекрасная Елена". "Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре", - вспоминал старший брат Антоши Иван Чехов. Мир театра восхитил и поразил будущего писателя. Спустя многие годы Чехов писал: "Посещая театр, мы за какие-нибудь 3-4 года развились, поумнели и почерпнули много познаний... Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре..."
Чехов смотрел все. Пьесы Островского, Гоголя, Шекспира… Оперы Верди и Россини… Гимназист Чехов был вхож за кулисы Таганрогского театра. Помогали знакомства – с бутафором и афишером Жоржетти, однокашником Яковлевым – сыном руководителя Общества драматических артистов, другим однокашником –будущим оперным певцом А.Я. Черновым, оставившим гимназию и появлявшимся на местной сцене в эпизодических ролях. Именно здесь Чехов познакомился с типами провинциальных актеров, изображенных во многих его рассказах – таких, как «Барон», «Комик», «Бумажник», «Калхас», «После бенефиса», «Сапоги», «Средство от запоя»…
Театр родного города оказал колоссальное влияние на будущего писателя, вызвал у него интерес к драматургии: многие рассказы, фельетоны, рецензии, статьи и письма Чехова 1880-х годов посвящены театру и актерам. В дальнейшем таганрогские театральные впечатления дали Чехову богатый материал для разработки самых разнообразных тем в его произведениях. Будучи уже известным писателем Антон Павлович Чехов однажды написал: «…Я рад за Таганрог!...Там любят театр и понимают».
Еще при жизни Чехова на таганрогской сцене были поставлены все его произведения, начиная с водевиля "Медведь", показанного на благотворительном вечере 17 января 1890 года, и заканчивая пьесой "Вишневый сад", привезенной в Таганрог ростовской труппой в марте 1904 года - в год смерти писателя. В 1896 году на сцене театра, после провала в Петербурге, была поставлена его "Чайка", которая прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске и Ростове во время гастролей.
В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным.
В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами. Многие актёры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актёров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр процветал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму.
В 1943 году город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам.
1944 год стал особенно знаковым для театра - ему было присвоено имя Антона Павловича Чехова. А в ноябре этого же года в театр приехала группа выпускников курса Михаила Тарханова, Московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС), режиссерами-педагогами которого были народный артист СССР Владимир Белокуров и Валентина Мартьянова. Дипломы молодых артистов были подписаны Ольгой Книппер-Чеховой. 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова «Три сестры».
Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра и оставили глубокий след и добрую память у зрителей города.
В 1960 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова, театр представил в Москве спектакли "Вишневый сад" и "Иванов" в постановке Белокурова.
В 1977-ом, в год своего 150-летия, театр был награжден орденом «Знак Почета» и приглашён в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», который поставил на таганрогской сцене главный режиссёр театра имени Моссовета Павел Хомский. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов, после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета. А в роли Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская, которая и по сей день служит в театре.
Середина 1980-х годов ознаменовалась проведением Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров, посвященных 125-летию со дня рождения А.П.Чехова. В числе его участников были Московский театр сатиры, Московский камерный музыкальный театр Б.Покровского, Свердловский театр музкомедии, Ростовский драматический театр им. Горького. В поставленных на таганрогской сцене спектаклях зрители увидели Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву, Михаила Державина и других кумиров советской публики.
Девяностые годы были отмечены рядом интересных проектов. Так, весной 1990 года, в Таганроге прошла Всероссийская театральная декада "Чеховские дни в Таганроге" с участием Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова во главе с Олегом Ефремовым. Таганрожцы вновь увидели на сцене чеховского "Иванова", на этот раз с участием Дмитрия Брусникина, Елены Майоровой, Ии Саввиной; в феврале 1991 года на сцену таганрогского театра впервые за многие годы вышла зарубежная актриса – англичанка, актриса театра и кино - леди Кэролайн Блэкистон в роли Шарлотты в "Вишневом саде" А.П.Чехова (режиссер – Ювеналий Калантаров). Представили «Вишнёвый сад» 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж».
Таганрогский театр стал постоянным участником чеховских фестивалей в Ялте, Москве, Владимире со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и «Медведь».
Частым гостем в Чеховском театре был МХАТ во главе с Олегом Ефремовым, который активно поддерживал театр и всемерно способствовал его развитию.
В июле 1994 года на пост директора приходит заслуженный работник культуры России Тамара Бувалко. В этот период (1994—2006 гг.) из других городов в Таганрог приглашают режиссёров, чьи творческие стремления и замыслы наиболее близки традициям и общей концепции Чеховского театра. Наиболее плодотворное сотрудничество сложилось у него с главным режиссёром Воронежского академического театра драмы им.А.Кольцова А.В.Ивановым, главным режиссёром Тбилисского русского драматического театра им.А.С.Грибоедова Г.Г.Кавтарадзе и с заслуженным деятелем искусств РСФСР, режиссёром Александринского театра В.И.Голубом (г.Санкт-Петербург). Сотрудгичество с этими талантливыми профессионалами ознаменовалось постановкой спектаклей, ставших впоследствии неоднократными номинантами, лауреатами и дипломантами большого количества российских и зарубежных фестивалей и оставивших неизгладимый след в сердцах и душах благодарных зрителей.
С 2006 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Сергей Герт. С этого времени и по сей день Чеховский театр ведет активную гастрольную деятельность. Любители театрального искусства Страсбурга (Франция), Массы (Италия), Ашдода (Израиль), Сочи, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода и многих других городов по достоинству оценили мастерство таганрогской труппы.
Чеховский театр - постоянный участник и лауреат самых разнообразных фестивалей России и зарубежья: в Баденвайлере (Германи), Сеуле (Южная Корея), Хайфе (Израиль), Трабзоне (Турция), Неколаеве (Украина). В числе его наград - приз «Золотая пальма» (французская ассоциация «Мир без границ»), дипломы Международных и Всероссийских театральных Фестивалей "Дивертисмент" (Израиль), "Человек играющий" (г.Николаев, Украина), "Данаприс" (Запарожье, Украина), "Золотой ключик" (Донецк, Украина), "Встречи в Одессе", "Мелиховская весна", "Липецкие театральные встречи", "Голоса истории" (Вологда), "Полярная звезда" (Мурманск), «Чеховские дни в Сочи», "Актеры России - Михаилу Щепкину" (Белгород), «Славянские встречи» (г.Гомель, Белоруссия), Всероссийского фестиваля театров малых городов России (г.Москва), Всероссийского театрального фестиваля им.М.Горького (Нижний Новгород) и целого ряда других.
Уже более сорока лет на сцене Таганрогского ордена «Знак Почета» театра им. А.П.Чехова проходит, ставший уже традиционным, Международный театральный фестиваль «На родине А.П.Чехова», который привносит в жизнь города замечательную палитру праздника. Зрители и участники фестиваля встречаются с интересными спектаклями, яркими режиссерскими и актерскими работами, достойными образцами театрального искусства различных жанров и направлений. За эти годы на Чеховской сцене в рамках фестиваля показали свои спектакли не только многие театральные коллективы Российских городов, но и ближнего и дальнего зарубежья: Токио Энгеки Ансамбл (Япония) - А. П. Чехов «Чайка», драматический театр Сан Джаминиано (Италия) - Ф.М. Достоевский «Бесы» , Камерный театр им. А.П.Чехова г.Мадрид - А.П.Чехов «Медведь», Театр «Че» г.Сеул - А.П.Чехов «Чайка», Театр «Товарищество актеров» г.Ашдод (Израиль) - С.Алексиевич «У войны не женское лицо», театр «Мифрас» («Парус») г.Хайфа (Израиль) - «Каштанка и Той» по мотивам рассказа А.П.Чехова, театр Живой Поэзии «Эмпирей» (Австралия, г.Мельбурн) - «Моя Ариадна» по рассказу Чехова, Баденский Государственный театр (Германия) - Н.В.Гоголь «Записки сумасшедшего» и многие другие.
Сегодня театр творит, бережно сохраняя и продолжая традиции русского реалистического искусства. Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова не на словах, а на деле доказал, что он достоин имени своего великого земляка.