Рязанский государственный областной театр юного зрителя «Театр на Соборной»
Драма в двух действиях
(По мотивам романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы")
Драматург Ярослава Пулинович создала пьесу по мотивам великого романа, взяв за основу жизнь Арины Петровны Головлёвой и нанизав вокруг неё лёгкое кружево судеб её близких. Она – стержень старого дворянского рода, на ней держится его благосостояние, она карает и милует, а все остальные – крепостные, муж, дети – лишь часть её владений. Всё окружение Арины Петровны – это лишь фон, на котором особенно явственно видны кривые стежки её жизненного пути. Петляет ниточка судьбы, оставляя могильные холмики. Так стоило ли так гнаться за прибытком? Скупать, выгадывать, скаредничать? Ради них она старалась… А они… Вся жизнь оказалась бессмысленна. Никого не осталось, один только сын – и тот иудушка.
Режиссёр-постановщик - Марина Есенина
Художник-постановщик - Татьяна Виданова
Художник по свету - Георгий Горазеев
Композитор - Владимир Устинов
Продолжительность спектакля 2 ч. 10 мин.
Спектакль идёт с одним антрактом
Действующие лица и исполнители:
ГОЛОВЛЁВЫ
Арина Петровна - Марина Заланская
Владимир Михайлович - Владимир Коняхин
ИХ ДЕТИ
Анна - Екатерина Волкова
Стёпка - Константин Ретинский
Порфирий - Дмитрий Мазепа
Павел - Дмитрий Немочин, Павел Скоров
ИХ ВНУКИ
Аннинька - Варвара Абросимова, Екатерина Вишневская
Любонька - Кристина Мазепа, Анна Никулина, Елена Смирнова
Пётр - Роман Личутин, Артём Трофимов
ПРОЧИЕ
Корнет Уланов - Николай Ребров, Николай Шишкин
Улита - з.а.РХ Людмила Сафонова, з.а.РФ Людмила Сорокина
Бурмистр - Владимир Баранов, Илья Комаров
Евпраксея - Альбина Ожерельева, Инесса Чернявская
«Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» - один из старейших на юге России. Здание таганрогского театра было построено на главной улице города в 1866 году, однако его история восходит к гораздо более раннему времени – к самому началу XIX столетия.
Официальной датой появления в Таганроге постоянного театра считается 1827 год. Возникновение его связывается с именем некоего «неслужащего дворянина Петровского», инициировавшего в городе выступления труппы вольных драматических артистов и снявшего для этой цели помещение большого каменного флигеля, расположенного во владении штаб-капитана Павла Караяни на Петровской улице. Местная публика благосклонно восприняла появление в городе театра.
В первые годы в репертуаре театра безусловное преимущество было на стороне музыкальных спектаклей: комедий, оперетт, водевилей. Но это не исключало постановки многих драматических пьес. Здесь были как третьесортные творения давно забытых авторов, так и бессмертные произведения Шекспира и Шиллера, Гоголя и Грибоедова.
В 1863 году таганрогские купцы и помещики, преимущественно греческого происхождения, выступили инициаторами приглашения в таганрогский театр итальянской оперной труппы. Эффект, вызванный появлением в Таганроге труппы итальянских оперных артистов, послужил главной причиной для постройки нового театра. В мае 1865 года в Таганроге было организовано акционерное общество на паях с капиталом в 45 тысяч рублей серебром для «возведения здания для сценических представлений, в которых ощущается потребность всеми сословиями». В числе акционеров были известные таганрогские благотворители: Марк Варваци, Дмитрий Алфераки, Константин Бернадаки, Николай Авьерино и др.
Первый камень в основание нового здания заложили 2 апреля 1866 года. А строительство здания городского оперного театра с великолепной акустикой было завершено в головокружительно короткие сроки: спустя 8 месяцев, 25 ноября 1866 года состоялось его торжественное открытие. В этот день вечером общество собралось в новом театре. Все ложи и места были полны. Артисты итальянской труппы пропели гимн «Боже, Царя храни». Затем было представление, состоящее из попурри, составленного из опер Лучия, Мария де Роган и Севильский цирюльник.
Сразу после того, как новое здание распахнуло свои двери для зрителей, город обуяла самая настоящая «театральная лихорадка». С 1870 года в Таганроге работали две труппы – оперная (в зимний сезон) и драматическая (в летний сезон), под руководством итальянских и русских антрепренеров, среди которых наиболее известны Луиджи Росси де Руджиеро и Н.И.Новиков. По количественному составу оперная труппа превышала драматическую в пять раз. На сцене таганрогского театра в это время выступали и многие всемирно признанные исполнители, чьи имена в своё время гремели. Именно в годы небывалого расцвета таганрогского театрального искусства с ним знакомится юный гимназист Антоша Чехов.
Впервые юный гимназист Антоша Чехов побывал в театре с братом Иваном в 1873 году. Чехов смотрел оперетту Оффенбаха "Прекрасная Елена". "Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре", - вспоминал старший брат Антоши Иван Чехов. Мир театра восхитил и поразил будущего писателя. Спустя многие годы Чехов писал: "Посещая театр, мы за какие-нибудь 3-4 года развились, поумнели и почерпнули много познаний... Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре..."
Чехов смотрел все. Пьесы Островского, Гоголя, Шекспира… Оперы Верди и Россини… Гимназист Чехов был вхож за кулисы Таганрогского театра. Помогали знакомства – с бутафором и афишером Жоржетти, однокашником Яковлевым – сыном руководителя Общества драматических артистов, другим однокашником –будущим оперным певцом А.Я. Черновым, оставившим гимназию и появлявшимся на местной сцене в эпизодических ролях. Именно здесь Чехов познакомился с типами провинциальных актеров, изображенных во многих его рассказах – таких, как «Барон», «Комик», «Бумажник», «Калхас», «После бенефиса», «Сапоги», «Средство от запоя»…
Театр родного города оказал колоссальное влияние на будущего писателя, вызвал у него интерес к драматургии: многие рассказы, фельетоны, рецензии, статьи и письма Чехова 1880-х годов посвящены театру и актерам. В дальнейшем таганрогские театральные впечатления дали Чехову богатый материал для разработки самых разнообразных тем в его произведениях. Будучи уже известным писателем Антон Павлович Чехов однажды написал: «…Я рад за Таганрог!...Там любят театр и понимают».
Еще при жизни Чехова на таганрогской сцене были поставлены все его произведения, начиная с водевиля "Медведь", показанного на благотворительном вечере 17 января 1890 года, и заканчивая пьесой "Вишневый сад", привезенной в Таганрог ростовской труппой в марте 1904 года - в год смерти писателя. В 1896 году на сцене театра, после провала в Петербурге, была поставлена его "Чайка", которая прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске и Ростове во время гастролей.
В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным.
В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами. Многие актёры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актёров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр процветал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму.
В 1943 году город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам.
1944 год стал особенно знаковым для театра - ему было присвоено имя Антона Павловича Чехова. А в ноябре этого же года в театр приехала группа выпускников курса Михаила Тарханова, Московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС), режиссерами-педагогами которого были народный артист СССР Владимир Белокуров и Валентина Мартьянова. Дипломы молодых артистов были подписаны Ольгой Книппер-Чеховой. 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова «Три сестры».
Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра и оставили глубокий след и добрую память у зрителей города.
В 1960 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова, театр представил в Москве спектакли "Вишневый сад" и "Иванов" в постановке Белокурова.
В 1977-ом, в год своего 150-летия, театр был награжден орденом «Знак Почета» и приглашён в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», который поставил на таганрогской сцене главный режиссёр театра имени Моссовета Павел Хомский. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов, после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета. А в роли Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская, которая и по сей день служит в театре.
Середина 1980-х годов ознаменовалась проведением Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров, посвященных 125-летию со дня рождения А.П.Чехова. В числе его участников были Московский театр сатиры, Московский камерный музыкальный театр Б.Покровского, Свердловский театр музкомедии, Ростовский драматический театр им. Горького. В поставленных на таганрогской сцене спектаклях зрители увидели Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву, Михаила Державина и других кумиров советской публики.
Девяностые годы были отмечены рядом интересных проектов. Так, весной 1990 года, в Таганроге прошла Всероссийская театральная декада "Чеховские дни в Таганроге" с участием Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова во главе с Олегом Ефремовым. Таганрожцы вновь увидели на сцене чеховского "Иванова", на этот раз с участием Дмитрия Брусникина, Елены Майоровой, Ии Саввиной; в феврале 1991 года на сцену таганрогского театра впервые за многие годы вышла зарубежная актриса – англичанка, актриса театра и кино - леди Кэролайн Блэкистон в роли Шарлотты в "Вишневом саде" А.П.Чехова (режиссер – Ювеналий Калантаров). Представили «Вишнёвый сад» 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж».
Таганрогский театр стал постоянным участником чеховских фестивалей в Ялте, Москве, Владимире со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и «Медведь».
Частым гостем в Чеховском театре был МХАТ во главе с Олегом Ефремовым, который активно поддерживал театра и всемерно способствовал его развитию.
В июле 1994 года на пост директора приходит заслуженный работник культуры России Тамара Бувалко. В этот период (1994—2006 гг.) из других городов в Таганрог приглашают режиссёров, чьи творческие стремления и замыслы наиболее близки традициям и общей концепции Чеховского театра. Наиболее плодотворное сотрудничество сложилось у него с главным режиссёром Воронежского академического театра драмы им.А.Кольцова А.В.Ивановым, главным режиссёром Тбилисского русского драматического театра им.А.С.Грибоедова Г.Г.Кавтарадзе и с заслуженным деятелем искусств РСФСР, режиссёром Александринского театра В.И.Голубом (г.Санкт-Петербург). Сотрудгичество с этими талантливыми профессионалами ознаменовалось постановкой спектаклей, ставших впоследствии неоднократными номинантами, лауреатами и дипломантами большого количества российских и зарубежных фестивалей и оставивших неизгладимый след в сердцах и душах благодарных зрителей.
С 2006 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Сергей Герт. С этого времени и по сей день Чеховский театр ведет активную гастрольную деятельность. Любители театрального искусства Страсбурга (Франция), Массы (Италия), Ашдода (Израиль), Сочи, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода и многих других городов по достоинству оценили мастерство таганрогской труппы.
Чеховский театр - постоянный участник и лауреат самых разнообразных фестивалей России и зарубежья: в Баденвайлере (Германи), Сеуле (Южная Корея), Хайфе (Израиль), Трабзоне (Турция), Неколаеве (Украина). В числе его наград - приз «Золотая пальма» (французская ассоциация «Мир без границ»), дипломы Международных и Всероссийских театральных Фестивалей "Дивертисмент" (Израиль), "Человек играющий" (г.Николаев, Украина), "Данаприс" (Запарожье, Украина), "Золотой ключик" (Донецк, Украина), "Встречи в Одессе", "Мелиховская весна", "Липецкие театральные встречи", "Голоса истории" (Вологда), "Полярная звезда" (Мурманск), «Чеховские дни в Сочи», "Актеры России - Михаилу Щепкину" (Белгород), «Славянские встречи» (г.Гомель, Белоруссия), Всероссийского фестиваля театров малых городов России (г.Москва), Всероссийского театрального фестиваля им.М.Горького (Нижний Новгород) и целого ряда других.
Уже более сорока лет на сцене Таганрогского ордена «Знак Почета» театра им. А.П.Чехова проходит, ставший уже традиционным, Международный театральный фестиваль «На родине А.П.Чехова», который привносит в жизнь города замечательную палитру праздника. Зрители и участники фестиваля встречаются с интересными спектаклями, яркими режиссерскими и актерскими работами, достойными образцами театрального искусства различных жанров и направлений. За эти годы на Чеховской сцене в рамках фестиваля показали свои спектакли не только многие театральные коллективы Российских городов, но и ближнего и дальнего зарубежья: Токио Энгеки Ансамбл (Япония) - А. П. Чехов «Чайка», драматический театр Сан Джаминиано (Италия) - Ф.М. Достоевский «Бесы» , Камерный театр им. А.П.Чехова г.Мадрид - А.П.Чехов «Медведь», Театр «Че» г.Сеул - А.П.Чехов «Чайка», Театр «Товарищество актеров» г.Ашдод (Израиль) - С.Алексиевич «У войны не женское лицо», театр «Мифрас» («Парус») г.Хайфа (Израиль) - «Каштанка и Той» по мотивам рассказа А.П.Чехова, театр Живой Поэзии «Эмпирей» (Австралия, г.Мельбурн) - «Моя Ариадна» по рассказу Чехова, Баденский Государственный театр (Германия) - Н.В.Гоголь «Записки сумасшедшего» и многие другие.
Сегодня театр творит, бережно сохраняя и продолжая традиции русского реалистического искусства. Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова не на словах, а на деле доказал, что он достоин имени своего великого земляка.
МБУК «Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П.Чехова»
Адрес: 347900 г. Таганрог, ул. Петровская, 90
Эл.адрес театра: tagteatr@mail.ru
Телефоны администрации:
8 (8634) 383-573
8 (8634) 610-301
Телефон кассы:
8 (8634) 383-493
Разработка сайта
ЕСИТП | German-web