Нижегородский театр «КОМЕДИЯ»
Комедия
У почтенного Октавьо есть две дочери-красавицы: одна умница, но беспреданница, другая - богатая наследница, но глупа, как пробка. И каждый жених должен ответить для себя на вопрос: что для него важнее - любовь или деньги? «Дурочка» - спектакль о любви, которая способна пробудить дремлющий разум и изменить все вокруг.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК — Н. КОВАЛЕВА
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут с антрактом
Возрастные ограничения: 16+
«Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» - один из старейших на юге России. Начиная с 1827года, труппа русских драматических артистов, под управлением "неслужащего дворянина Петровского", положила начало постоянному Таганрогскому театру. Труппа Петровского почти в неизменном составе просуществовала около 20 лет. В репертуаре того времени были легкие водевили и мелодрамы ("Невесты разбойников", "Сон любви"), но большое место занимали произведения серьезной драматургии ("Разбойники" Фр.Шиллера, "Король Лир", "Отелло", "Ромео и Джульетта" У.Шекспира, "Ревизор" Н.В.Гоголя). Таганрогский театр одним из первых в России в декабре 1845 поставил запрещенную цензурой пьесу А.С.Грибоедова "Горе от ума". Режиссер и руководитель труппы Петровский был уволен. Значительно позже, в 1895, антрепренер Н.Н.Синельников поставил "Власть тьмы" Л.Н.Толстого, за что был привлечен к уголовной ответственности.
В начале 1860-х годов, на волне общего подъема экономической и общественной жизни города, в пору своего расцвета вступает и таганрогское театральное искусство. Во многом это связано с приглашением в 1863 году итальянской оперной труппы.
С 1866 по 1886 год в театре существовали две труппы — итальянская оперная под управлением итальянского антрепренёра Луиджи Росси де Руджеро и русская драматическая под управлением Н.И. Новикова. Оперная была не в пример популярнее, имея в своём составе около 100 исполнителей против 20-ти в драматической. В репертуаре театра были оперы Россини, Верди, Глинки, Чайковского, а на сцене театра выступали известные исполнители, чьи имена в свое время гремели во всем мире.
Особенного расцвета театр достигает в 1866 году, когда, наконец, было построено специальное театральное здание, являющееся и поныне уникальным памятником театрального зодчества. Строительство здания театра связывают с именем итальянского архитектора К. Лондерона и русского - Н. Трусова. По словам первого директора нового театра И.А.Скараманга , при постройке были "взяты в Милане чертежи и планы миланского театра делла Скала, лучшего в мире в акустическом отношении. Зрительный зал и сцена таганрогского театра - полностью копия в миниатюре миланский театр. Строителями театра были привезенные из Италии каменщики, плотники, столяры, моляры и т.д.".
В семидесятые годы - годы небывалого расцвета таганрогского театрального искусства, с ним знакомится юный гимназист Антоша Чехов. Известно, что впервые Чехов посетил таганрогский театр осенью 1873 года, будучи гимназистом четвертого класса. В этот день давали популярную оперетту Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена". Еще при жизни Чехова на таганрогской сцене были поставлены все его произведения, начиная с водевиля "Медведь", показанного на благотворительном вечере 17 января 1890 года, и заканчивая пьесой "Вишневый сад", привезенной в Таганрог ростовской труппой в марте 1904 года - в год смерти писателя. В 1896 году на сцене театра, после провала в Петербурге, была поставлена его "Чайка", которая прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске и Ростове во время гастролей.
В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным.
В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами. Многие актёры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актёров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр процветал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму.
В 1943 году город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам.
В 1944 году театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова. А в ноябре 1944года в театр приехала группа выпускников курса М.М. Тарханова, Московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС), режиссерами-педагогами которого были народный артист СССР В.В. Белокуров и В.И. Мартьянова. Дипломы молодых артистов были подписаны О.Л. Книппер-Чеховой. 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова «Три сестры».
Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра и оставили глубокий след и добрую память у зрителей города.
В 1960 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова, театр представил в Москве спектакли "Вишневый сад" и "Иванов" в постановке Белокурова. С 1966 года главным режиссером и художественным руководителем стал В.С.Цесляк.
Через 80 лет после первого спектакля на сцену Таганрогского театра вернулась "Чайка" в постановке В.Цесляка. Таганрогский театр стал своеобразной лабораторией освоения чеховского наследия ("На большой дороге", "Душечка").
В 1977-ом, в год своего 150-летия, театр был награжден орденом «Знак Почета» и приглашён в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», который поставил на таганрогской сцене главный режиссёр театра имени Моссовета П. Хомский. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов, после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета. А в роли Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская.
Середина 1980-х годов ознаменовалась проведением Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров, посвященных 125-летию со дня рождения А.П.Чехова. В числе его участников были Московский театр сатиры, Московский камерный музыкальный театр Б.Покровского, Свердловский театр музкомедии, Ростовский драматический театр им. Горького. В поставленных на таганрогской сцене спектаклях зрители увидели Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву, Михаила Державина и других кумиров советской публики.
С 1985 по 1987 главным режиссёром театра был выпускник Московского театрального училища им. Щукина Александр Васильевич Иваненко. В театр пришёл молодой актёр Владислав Ветров.
С 1987 по 1990 год главным режиссёром театра работал Михаил Викторович Изюмский. Ученик Марка Захарова и Анатолия Васильева, М. В. Изюмский открыл новую страницу в жизни театра, предложил новый, оригинальный метод репетиций, новый репертуар. Спектакли по пьесам Юрия Олеши «Зависть» с Владиславом Ветровым и Ольгой Чикаловой в главных ролях, «Майя» Разумовской с Еленой Изюмской (театральный псевдоним Прозоровская) в заглавной роли, «Мастер и Маргарита» Булгакова в постановке Александра Урбановича — имели несказанный и бурный успех как у молодёжи, так и у старых театралов и привлекли в театр нового зрителя.
1990-е годы, длительный период экономической нестабильности в стране внес существенные коррективы в жизнь Чеховского театра. Тем не менее, эти годы были отмечены рядом интересных проектов. Так, весной 1990 года, в Таганроге прошла Всероссийская театральная декада "Чеховские дни в Таганроге" с участием Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова во главе с О.Н. Ефремовым. Таганрожцы вновь увидели на сцене чеховского "Иванова", на этот раз с участием Дмитрия Брусникина, Елены Майоровой, Ии Саввиной; в феврале 1991 года на сцену таганрогского театра впервые за многие годы вышла зарубежная актриса – англичанка, актриса театра и кино - леди Кэролайн Блэкистон в роли Шарлотты в "Вишневом саде" А.П.Чехова ( режиссер - Ю.Калантаров)
Презентация «Вишнёвого сада» состоялась 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж». На ней присутствовали послы Великобритании и Израиля. Кроме этой представительской поездки театр ежегодно выезжал на все чеховские фестивали в Ялту, Москву, Владимир со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и «Медведь». Практически во всех акциях таганрожцев принимали участие ведущие театральные критики России во главе с академиком Владимиром Яковлевичем Лакшиным. Посетил таганрогские фестивали и известный театровед Великобритании Стив Ле Флеминг. За эти годы в Таганроге трижды побывал МХАТ во главе с Олегом Ефремовым, который активно поддерживал начинания Владимира Федоровского по преобразованию театра и всемерно им способствовал. Так, по настоянию Олега Николаевича, Совет министров РФ весной 1991 года принимает решение о финансировании реконструкции и реставрации таганрогского театра (реконструкция завершилась в 2007 году). При поддержке О. Н. Ефремова в 1991 году театр получил статус Мемориального чеховского театра. По замыслу и при содействии Министерства культуры РФ, СТД и МХАТ, городской театр должен был перейти в федеральное подчинение и (по образцу Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-на-Эйвоне) стать общероссийской и международной творческой лабораторией и методическим центром по сбору и изучению мирового опыта постановок чеховской драматургии, лучшие образцы которых воссоздавались бы на таганрогской сцене. В формирование этого замысла многое внесли О. Н. Ефремов, В. Я. Лакшин, Стив Ле Флеминг, Кэролайн Блэкистон. Они провели большую организационную работу, чтобы Таганрог, перехватив эстафету у Ялты, стал городом регулярного проведения «Международных театральных фестивалей на родине А. П. Чехова». Первый из таких фестивалей В. Г. Федоровский, совместно с известным театроведом и театральным критиком Ланой Гарон, организовал и провёл в мае 1993 года. В них принимали участие лучшие театральные коллективы России, Испании, Австралии, Германии, Хорватии, Италии, Японии, Украины, Грузии, Белоруссии и др.
В июле 1994 года на пост директора приходит заслуженный работник культуры России Т. П. Бувалко. За годы её руководства (1994—2006 гг.) театр основательно перепрофилируется, изменив свой статус с мемориального на муниципальный.
Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом «Золотая пальма». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале «Золотая маска».
В настоящее время Чеховский театр ведет активную гастрольную деятельность. Любители театрального искусства Страсбурга (Франция), Массы (Италия), Сочи, Санкт-Петербурга, Рязани, Нижнего Новгорода и других городов по достоинству оценили мастерство таганрогской труппы.
Чеховский театр - постоянный участник самых разнообразных фестивалей России и зарубежья, успешно выступая в Баденвайлере (Германи), Сеуле (Южная Корея), Хайфе (Израиль), Трабзоне (Турция), Неколаеве (Украина). В числе его наград - дипломы Международных и Всероссийских театральных Фестивалей "Дивертисмент" (Израиль), "Человек играющий" (г.Николаев, Украина), "Данаприс" (Запарожье, Украина), "Золотой ключик" (Донецк, Украина), "Встречи в Одессе", "Мелиховская весна", "Липецкие театральные встречи", "Голоса истории" (Вологда), "Полярная звезда" (Мурманск), «Чеховские дни в Сочи», "Актеры России - Михаилу Щепкину" (Белгород), «Славянские встречи» (г.Гомель, Белоруссия), Всероссийского фестиваля театров малых городов России (г.Москва), Всероссийского театрального фестиваля им.М.Горького (Нижний Новгород) и целого ряда других.
Сегодня театр творит, бережно сохраняя и продолжая традиции русского реалистического искусства. Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова не на словах, а на деле доказал, что он достоин имени своего великого земляка.
Художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России Сергей Давыдович Герт.
МБУК «Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П.Чехова»
Адрес: 347900 г. Таганрог, ул. Петровская, 90
Эл.адрес театра: tagteatr@mail.ru
Телефоны администрации:
8 (8634) 383-573
8 (8634) 610-301
Телефон кассы:
8 (8634) 383-493
Разработка сайта
ЕСИТП | German-web